YATI – новый алгоритм ранжирования Яндекс.

YATI – новый алгоритм ранжирования Яндекс.

опубликовано
Сентябрь, 2021
категория
Продвижение сайтов

В 2020 году, в конце сентября компания Яндекс выпустила поисковый алгоритм YATI. Он проводит анализ запросов пользователей и сайтов, которые показываются по ним в поисковой выдаче. Данный алгоритм не просто находит ключевые слова, он способен оценить полностью весь смысл текста. До появления YATI, такого рода задачи выполняли алгоритмы Палех и Королев. В данной статье мы узнаем, что же такое поисковый алгоритм YATI, его преимущества и подробнее разберем трансформеры.

Что такое Yati?

YATI (с англ. Yet Another Transformer with Improvements) переводится как «Ещё один трансформер с улучшениями.» Он является нейросетевой архитектурой, которая опирается на смысловую составляющую.

Статистика показывает, что появление YATI, очень положительно повлияло на ранжирование. Это стало довольно значимым открытием поисковой системы Яндекс, за последние 11 лет.

YATI – новый алгоритм ранжирования Яндекс.

Какие плюсы у YATI?

Данный алгоритм анализируя текст, полностью понимает его суть. Благодаря этому, поисковая система теперь точнее определяет, какая информация будет более подходящей запросу пользователя.

Что по поводу ранжирования? После появления YATI, смысловое содержание текста стало одним из важнейших факторов. Статьи, в которых грамотно раскрываются ответы на запросы, будут находиться на первых позициях в выдаче.

Преимущества и особенности алгоритма YATI:

1. Обработка большого объема контента страницы, за небольшой промежуток времени.

2. Алгоритм оценивает зависимость слов между собой, учитывает также порядок; словоформ.

3. Оценки на Яндекс.Толоке (это краудорсинговая платформа, которая занимается оценкой качества контента). Использование оценок толокеров.

4. Оценки асессоров (специалисты, которые занимаются проверкой релевантности страниц в поисковой выдаче по запросам пользователей). Использование экспертных оценок релевантности.

Алгоритм Палех.

Алгоритм Палех был выпущен в 2016 году, он является предшественником YATI и Королева. Его назвали в четь одного поселка, который находится в Ивановской области. Он имеет герб, на котором изображена жар-птица (Яндекс ассоциирует низкочастотные запросы с хвостом этой птицы, а точнее их сложность). Алгоритм анализирует сам title. Его задачей является определение смысла запроса и самого заголовка веб-страницы, а также нахождение нужных ответов даже при отсутствии ключевиков. Так, поисковая выдача начала формироваться не только по ключевым словам, но и по смыслу.

С появлением Палеха, ключевики стали менее важным фактором при ранжировании. Теперь, учитывается в первую очередь смысл текста и его уникальность. Такой подход дает мотивацию для публикации интересного и полезного контента на сайт.

Алгоритм Королев.

Алгоритм Королев был выпущен в 2017 году 22 августа. Он стал усовершенствованной версией алгоритма Палех. Королев анализирует действия пользователя, сопоставляет запрос и смысл веб-страницы, за счет чего может отвечать на более сложные запросы. Если сравнивать с алгоритмом Палех, то Королев оценивает не только title, а полностью всю страницу сайта. Смысл определяется параллельно с индексацией, а это значительно увеличивает скорость и количество анализируемых веб-страниц.

С появлением Королева, пользователи теперь могут задавать поисковику более сложные вопросы, к примеру в разговорном формате. При этом, поисковая система будет выдавать корректные ответы.

Большим плюсом Королева, являлась обработка большого количества страниц без потери времени. Потому что Палех обрабатывал только лучшие 150 страниц из списка, по сравнению с алгоритмом Королев, который ранжировал до 200 000 страниц.

YATI – новый алгоритм ранжирования Яндекс.

Какие плюсы у трансформеров

Трансформеры обладают следующими преимуществами:

  • Благодаря им, поисковик обрабатывает не только заголовки и запросы, но также и длинные статьи в целом.
  • В поисковой системе приутствует “механизм внимания”. Он способен выделить важные части в тексте.
  • Учитывается также расположение слов и контекст, т.е. воздействие слов друг на друга.
  • Поисковик начал лучше распознавать опечатки и ошибки.

Приведем пример. Отныне, при поиске билетов на поезд из Алматы в Нур-Султан, поисковая система поймет, что вам нужно именно из Алматы в Нур-Султан и никак по-другому.

Чем отличается YATI от BERT.

В 2019 году 21 октября, корпорация Google выпустили алгоритм, который назвали BERT. Он также проводит анализ запросов пользователей и сайтов, которые показываются по ним в поисковой выдаче. Данный алгоритм анализирует полностью все предложение. Лишь не проводит анализ ключевиков. Его целью является более точное понимание сути запросов пользователей (так же, как и у YATI). Однако алгоритм Яндекс преуспевает в технологиях чуть-лучше. Ведь YATI может предугадать еще и клики пользователей.

Из всего этого, мы можем сделать вывод, что алгоритм YATI от Яндекс занимает более высокую позицию по сравнению с алгоритмом BERT от компании Google.

Заключение.

Благодаря трансформерам, улучшилась работа поиска в Яндекс, и он вышел на новую рекордную ступень эффективности. Внедрение различных алгоритмов, действия которых основаны на работе нейронных сетей, позволяют более точно найти семантические связи между словами в тексте. Также, благодаря трансформерам, пользователи теперь не раз будут сталкиваться с эффектом «поиск по смыслу», а не по словам.

Стоит заметить, что появление алгоритма YATI – это довольно большой прорыв в технологии. Яндекс подходит к обновлениям очень грамотно. Разработчики не меняют полностью все основы, они, создавая новинки, опираются на предыдущие, добавляя к ним новые факторы и способности. А это может значить только одно, что появление YATI никак не повлияло (в негативном ключе) на поисковую оптимизацию. Она не растеряла свою актуальность, а всего лишь требует небольших корректировок ряда своих методов. Сегодня мы узнали, что же такое поисковый алгоритм YATI и его преимущества. Надеемся, что данная статья была для вас полезной.